24.10.2023
Министерство регионального развития и благоустройства рассматривает возможность введения разовых ваучеров для покрытия собственных расходов на ремонт зданий, для которых потребуется внести 20% собственных средств. Идея состоит в том, что эти ваучеры временно заполняют пробел в доступных финансовых инструментах, с помощью которых люди, которые не могут позволить себе эту сооплату, могут получить средства. Об этом выяснилось в ходе обсуждения энергетической модернизации зданий.
Идея пока не прояснена и обязательства государства не подтверждены в лице Минфина, следует из слов заместителя министра регионального развития и благоустройства Ангелины Боневой.
Ваучеры или любая другая выбранная форма поддержки предназначены для людей, которые считаются энергетически бедными и которые являются препятствием для принятия общими собраниями домов решения всех владельцев о согласии на ремонт. Этот механизм также будет соответствовать ожидаемому постановлению о внесении поправок в Закон об энергетике, в котором должно быть подробно описано, кто может получать энергетические субсидии. Идея состоит в том, что этот вид помощи, вместо покрытия счетов за отопление, может быть выражен как самостоятельный вклад в энергообновление, одной из целей которого является снижение затрат на электроэнергию в доме.
Заявки на участие в схеме, согласно которой государство покрывает 100% затрат на реконструкцию, уже закончились: к крайнему сроку 31 мая поданы заявки на чуть более 3000 зданий, но ожидается, что деньги достигнут примерно 700. Остальные, которые будете к этому готовы, можете подать заявку на участие в программе, включающей франшизу 20%. Претендентов под него пока нет, но ожидается, что таковыми станут здания, не одобренные на 100-процентное финансирование. Заместитель министра отметил, что ожидает продления срока подачи заявления.
Оценка всех заявок все еще продолжается, результаты которой, как ожидается, будут объявлены в ноябре. Большие панельные здания имеют преимущество в этой оценке.
Согласно расчетам, основанным на уже отремонтированных домах, эта 20%-ная доплата равна сумме 3-6 тысяч левов в зависимости от ряда факторов, одним из которых является размер квартиры, заявил Ивайло Велков, член BSK. Правление.
До сих пор реабилитация осуществлялась за счет выделения 1 миллиарда левов из государственного бюджета в течение двух лет подряд, поэтому критиковалась практика, согласно которой деятельность, приносящая пользу только некоторым из них, финансируется за счет денег обычных налогоплательщиков. Кроме того, если не использовать самоотдачу, процесс реновации в общей сложности более 60 тысяч жилых домов, не считая общественных зданий, растянется на десятилетия. Из-за этого в будущем, чтобы Болгария соответствовала требованиям ЕС по энергоэффективности, она должна двигаться более быстрыми темпами, напомнили участники дискуссии. На практике это означает, что со временем ставка сооплаты будет постепенно увеличиваться, и ожидается, что будут разработаны финансовые инструменты, которые помогут людям, у которых нет наличных денег, оплатить свою долю.
Участники дискуссии отметили, что логично, что каждая сторона в процессе - владельцы зданий, муниципалитеты и национальный бюджет - должна иметь определенную долю в финансировании энергетической модернизации, поскольку каждая из сторон в этом заинтересована.
По словам Юлиана Попова, есть ряд мэров, которые не понимают проблемы и пассивно относятся к этим программам. Он ожидает, что ситуация изменится после местных выборов.
Министр также отметил, что частичная реабилитация, к которой прибегают отдельные домовладельцы, должна быть категорически запрещена. Причина не только в том, что это не дает того эффекта, который был бы получен, если бы это было сделано для всего здания, но и в том, какой вид приобретают здания. Кроме того, люди, которые активно решают вопрос о собственном имуществе, не проявляют активности, когда речь идет о том, чтобы сделать это за всех в данном здании.
Однако заместитель министра привел пример из своего личного опыта, который вызвал интерес у всех, кто находился в здании, после того, как они увидели преимущества реконструкции, хотя бы с точки зрения резкого сокращения счетов за электроэнергию. Поэтому она ожидает, что случаи единичного исправления также будут иметь такой же эффект.
Попов отметил, что благодаря «поэтапной» реконструкции здания в Болгарии выглядят так, как будто они находятся в Латинской Америке.
Иван Велков признал, что люди могут начать покидать такие дома, переезжая в другие кварталы, потому что соседи не хотят делать капитальный ремонт, а они не хотят жить в таких кварталах.
Болгария – это поговорка о медленном проведении реформ, прокомментировали участники дискуссии. Самым последним примером этого является План восстановления и устойчивости, реализация которого отстает от графика на 8-9 месяцев. По этой причине запланированный старт следующего этапа реструктуризации с января 2024 года, когда уже вводится 20%-ная система сооплаты, будет невозможен.
Этот переход от полного к частичному финансированию проектов является ключевым, поскольку было видно, что людям очень сложно смириться с необходимостью самоучастия, подчеркнул замминистра. Поэтому модель изменений должна быть плавной.
Фонд, который является «шапкой» будущих процессов энергетической модернизации зданий и является требованием Плана восстановления, также вряд ли начнет работать с января из-за общей задержки в процессах самого плана. Однако его функционирование является условием получения Болгарией третьего платежа. В настоящее время она подала заявку на вторую выплату, которую ожидает до конца года. Тем временем, хотя Президент Румен Радев наложил вето на Закон об энергетике,в котором впервые дано определение энергетической бедности и изменения в котором являются условием получения второго платежа. Закон о банкротстве физических лиц, которого в Болгарии нет и который также является условием выплаты этой выплаты, должен быть принят до конца года.
В ходе обсуждения выяснилось, что Минэнерго также откладывает зависящие от него мероприятия, связанные с созданием фонда декарбонизации. От государства также зависит разработка видения того, как будет продолжаться реабилитация, а не поэтапно, как это происходит до сих пор, а также финансовых инструментов, которые будут поддерживать этот процесс.